Выставка «Ульгер» представляет собой совместный проект Российского этнографического музея и Фонда содействия развитию культуры и искусства им. Дашинимы Намдакова. В ней объединены авторские куклы семьи Намдаковых и связанные с их сюжетами и образами экспонаты из собрания Российского этнографического музея.
Данный альбом посвящен этнографическим музейным памятникам конца ХIХ – первой половины ХХ в., экспонировавшимся на выставке.
В тематических разделах, созданных на их основе, отражены основные сферы традиционной культуры бурят и монголов.
На выставке представлены предметы воинского снаряжения и конского убранства, раскрывающие тему всадника и всадницы, воина и воительницы в культуре и искусстве скотоводческих народов Центральной Азии. В разделе демонстрируются лук, стрелы, колчан, налучье, конская сбруя, мужское и женское парадные седла.
Почитание коня, отношение к нему как к самому дорогому другу являлось следствием его огромной роли в жизни бурят и монголов. В прошлом у степных народов табуны лошадей были главным богатством и наиболее престижной частью стад, а конница представляла элиту войска, была решающей силой в боевых сражениях. Всадник, скачущий на коне, стал символом кочевой культуры народов Великой Степи, а образ батора и его коня – одним из ведущих мотивов героического эпоса. Образ коня, как существа небесного происхождения, обладающего сакральной магической силой, нашел яркое отражение в мифологии, фольклоре и изобразительном искусстве монголов, бурят, как и всех скотоводов-кочевников евразийских степей.
Отдельный комплекс составляют традиционные музыкальные инструменты – «топшуур» и «моринхур», раскрывающие тему музыкально-поэтического творчества, с древности являвшегося важной частью жизни тюрко-монгольских народов. Игра на музыкальных инструментах служила своеобразным языком общения кочевников Евразийских степей, позволяющим выражать свое душевное состояние, описывать картины бытовой жизни, воспевать историю своего народа. Наиболее любимым и широко распространенным у монгольских народов является струнный смычковый музыкальный инструмент моринхур. С давних времен он использовался для сопровождения героико-эпических сказаний, протяжных песен, танцев, а также для сольного исполнения. Ставший символом музыкального народного искусства монгольских народов, моринхур, по решению ЮНЕСКО был внесен в сокровищницу культурного наследия человечества.
На выставке экспонируются традиционные костюмы и украшения, бытовавшие у бурят и монголов в кон. ХIХ – нач. ХХ вв. и раскрывающие национальное своеобразие стилизованных костюмов кукол. Данный тематический раздел составляют бурятский костюм невесты с комплектом серебряных и коралловых украшений, костюм и традиционная прическа монгольской замужней женщины, мужской бурятский костюм.
Костюм и украшения представляют собой один из значимых элементов этнической культуры. Они отражают мировоззренческие представления, эстетические и нравственные установки, художественные и ремесленные традиции народа, являются маркерами этнической, половозрастной, социальной, конфессиональной принадлежности человека. На выставке посетители могут ознакомиться со спецификой костюмов бурят и монголов, которая выражается в покрое одежды, конструкции украшений, цветовой гамме, орнаментике, материалах и техниках изготовления.
Значительный раздел посвящен буддизму, оказавшему мощное влияние на формирование мировоззрения, религиозных и культурных традиций бурятского народа. Буддизм школы Гелуг ("благой закон") проник к бурятам Забайкалья в ХVII в. из Тибета через Монголию. Широкому распространению и быстрому росту популярности новой религии среди населения способствовала ее адаптация к местным традициям и верованиям. Буддизм включил в свою ритуальную практику родовые и шаманские культы, ассимилировал семейно-бытовую обрядность. Форпостами буддийской цивилизации являлись монастыри (дацаны), которые выполняли не только религиозную, но и важную культурно-просветительскую миссию. При дацанах открывались школы по изучению буддийской философии, индо-тибетской медицины, тибетского, монгольского и бурятского языков, развивались книгопечатание, иконопись, культовое зодчество.
На выставке демонстрируются буддийские иконы (танка) «Белая Тара», «Сарвавид-Вайрочана», «Мандала». Центральное место занимает модель буддийского алтаря, на котором размещены скульптурные изображения персонажей буддийского пантеона, ритуальные сосуды, колокольчик, ваджра, другие алтарные атрибуты. В храме алтарь традиционно располагался вдоль противоположной входу стены. Перед иконостасом размещали скульптурные изображения персонажей буддийского пантеона, строго регламентированный набор культовых предметов, составляющих алтарный комплекс. У всех верующих-буддистов в жилище был домашний алтарь, перед которым они ежедневно совершали домашние молебствия и подношения своим божествам-хранителям.
Отдельный тематический комплекс составляют онгоны Борто – антропоморфные изображения родовых духов-покровителей бурят. На выставке представлены две фигуры Старца Борто во весь рост и один деревянный маскоид, изображающий лицевую часть его головы. Старец Борто по одним легендам, был великим шаманом, по другим – воином, предводителем рода Хангин. В Предбайкалье почитание онгона Борто имело широкое распространение. Он получил почтительный эпитет Борто убгэн – старец Борто. Онгон хранился в юрте и почитался как дух предка-покровителя бурят.
Данные культовые предметы раскрывают истоки феномена куклы, прошедшей длинный путь становления и развития от ритуальной культовой скульптуры до художественной авторской куклы.
Экспонирование кукол семьи Намдаковых в контексте этнографического пространства дает возможность воссоздать целостный образ бурятской культуры, раскрыть глубинную связь этнографических памятников и художественных произведений, в которых зримо и ярко проступает душа народа.
Читать далее