Вернуться
18 из 28
Просмотрено 18 из 28
Образ птицы в традиционной вышивке тверских карел. Полотенца, головные уборы
Образ птицы в традиционной вышивке тверских карел. Полотенца, головные уборы
Заголовок
Образ птицы в традиционной вышивке тверских карел. Полотенца, головные уборы
Аннотация
Образ водоплавающих и лесных птиц – один из основных сюжетных мотивов в финно-угорской мифологии и декоративно-прикладном искусстве. Птицы, особенно водоплавающие, по представлениям человека традиционной культуры, обладали высоким сакральным статусом, поскольку могли свободно существовать в трех стихиях: в воздухе, на земле и воде. Умение летать в мифологическом восприятии наделяло их божественным даром общаться с небесами, быть связующим звеном между богом и человеком. Вышитые изображения украшали повседневный и праздничный костюмы, а также предметы интерьера тверских карел. Птицы присутствовали в композициях с антропоморфными фигурами, дополняли изображения коней и растительный орнамент. Ортитоморфные элементы вышивки могли составлять и самостоятельные узоры в разных композициях: в виде ряда, где птицы ритмично следовали друг за другом, либо повернуты друг к другу и соприкасаются клювами или хвостами. Также на полотенцах часто встречались единичные крупные фигуры птиц. В альбоме собраны вышитые изделия второй половины XIX – начала XX века: полотенца, женские головные уборы «сорока» и вышивки очелий разных типов сорок. Они дают представление как об устоявшихся веками у прибалтийско-финских народов общих композиционных решениях в изображении птиц, так и о специфике карельской вышивки. Шитье выполнено по холсту или кумачу шёлковыми, шерстяными или металлическими нитями в разных техниках: роспись, набор, тамбур, косая стежка и др. Показанные в альбоме новые материалы из фондов Российского этнографического музея привлекут внимание всех интересующихся традиционной культурой и особенно мастеров, занимающихся декоративно-прикладным творчеством и проектированием в области современного дизайна.
Авторы
Королькова Л.В. Научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики
Дата публикации
Мы из Биробиджана (фотографии 1930-х гг.)
Опошнянская расписная миска