Вернуться
26 из 28
Просмотрено 26 из 28
Украшения женщины – красота мира
Украшения женщины – красота мира
Заголовок
Украшения женщины – красота мира
Аннотация
Женские украшения – один из наиболее ярких элементов традиционной культуры. Они выполняли важные знаковые функции: маркировали семейно-социальное положение, являлись сильным оберегом и магическим средством, показателем благосостояния семьи, отражали эстетические идеалы народа и являлись одним из устойчивых показателей самоидентификации человека. В альбоме представлены украшения разных народов России и сопредельных стран, которые проживали в определенных историко-этнографических областях. Комплексы украшений каждой области отличались устойчивыми художественными традициями и своеобразными способами обработки материалов, что свидетельствует о самобытности культуры этих народов. Хронология представленных предметов достаточно широка – от XVIII в. до первого десятилетия века нынешнего. Украшения русских чрезвычайно разнообразны в зависимости от локальной традиции. Особой самобытностью обладали севернорусские ожерелья из рубленого перламутра, жемчуга, перламутровых плашек, металлических элементов со стеклянными вставками. В северной культуре бытовали нагрудные украшения типа манишки – «языки», выполненные преимущественно из красного штофа или кумача. Их украшали золотным шитьем, цветной фольгой, жемчугом, бусинами, бисером. В южнорусских и центральных губерниях были широко распространены разнообразные ожерелья и цепи из разноцветного бисера, стекляруса, шерстяных и золотных нитей. Нагрудные цепи из бисера разного плетения и конфигурации (плоские, круглые), называвшиеся «гайтанами», часто имели подвеску в виде металлического креста или иконки. У русских повсеместно бытовали бусы из привозного разноцветного стекла, которые носили по несколько низок, а также из янтаря, наделенного в народном сознании магической защитной силой. В костюмном комплексе также широко были представлены серьги, кольца, браслеты ремесленной работы. Украинцы, белорусы, молдаване при изготовлении украшений нередко использовали природные и органические материалы (семена, плоды растений, раковины, кораллы). В Прикарпатье, Западных Карпатах, Подолье, и на территории Среднего Приднепровья девушки и молодые женщины изготавливали шейные и шейно-нагрудные украшения из бисера, который поступал из Чехии и Европейской России. Украинки Западного Подолья и Восточных Карпат носили стеклянные «венецианские бусы», декорированные росписью, инкрустацией и позолотой. Разнообразием отличались женские шейно-нагрудные украшения, а также серьги, перстни, крестики, образки из металла, изготавлявшиеся мастерами – золотарями в Киевской, Полтавской, Черниговской, Екатеринославской, Харьковской губерниях. Молдавские украшения также имели свою региональную специфику: на севере региона носили мониста из монет или металлических жетонов, на Левобережье отдавали предпочтение ожерельям из кораллов и перламутра. Ярким дополнением сдержанного по колориту костюма белорусских девушек и женщин являлись бусы из стекла или смальты. Для финно-угорских и тюркских народов Поволжья характерно чрезвычайное разнообразие костюмных комплексов. Формообразующими элементами поволжских украшений становились кожа, холст, шерсть, а также бусины, бисер, кораллы, поделочные камни. Особо ценимым привозным товаром были раковины каури, получившие широкое распространение в регионе как в качестве денежной единицы, так и оберега. Металл (латунь, медь, олово, серебро, реже золото) использовался для производства цельных изделий (цепочек, колец, сережек, пряжек и проч.), а также их отдельных элементов – монет, бляшек, жетонов. Украшения изготавливались чаще всего домашним или кустарным способом; значительная часть производилась в ремесленных слободах крупных городов Поволжья, например, в Рыбной слободе Казанской губернии. Комплекс шейно-нагрудных украшений и украшений для рук (браслетов, перстней), входивших в состав традиционного костюма финно-угорского (водь, ижоры, финны, эстонцы, вепсы, карелы, саамы) и балтского (латыши, литовцы) населения, формировался на протяжении многих столетий и составлял неразрывную связь с типом одежды. Наиболее широкое распространение получили металлические украшения. Они органично вписывались в традиционный костюм, меняясь вместе с ним, сохраняя при этом свое функциональное назначение. Это в первую очередь относится к фибулам-застежкам, которыми скрепляли разрез ворота одежды и наплечные покрывала. История их бытования уходит в глубь веков. Они являлись средством сохранения и передачи традиции, поскольку были теснейшим образом связаны с этнической историей народа. Традиция изготовления и ношения украшений у народов Сибири имела свои особенности, обусловленные историческим развитием каждого этноса, средой его обитания, этнокультурными контактами, мировоззренческими и эстетическими представлениями. Так, например, у бурят и якутов женщины носили литые, чеканные и гравированные головные, нагрудные, наспинные, поясные и ручные украшения. Тюрко-монгольские народы Южной Сибири (буряты, тувинцы, алтайцы, хакасы, тофалары) широко использовали кораллы, полудрагоценные камни, перламутр, раковины каури, российские и китайские монеты. Хантыйские и мансийские женщины носили накосные, шейные и шейно-нагрудные бисерные украшения, выполненные в технике плетения и вышивки. Эвенки, эвены и долганы, для которых съемные украшения были нехарактерны, богато расшивали бисером парки, нагрудники, ноговицы и обувь. Основным женским украшением народов Амура и Дальнего Востока (нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, негидальцев, ороков, нивхов, айнов) были серьги в форме незамкнутого кольца с подвесками из бусин, нефритовых дисков и монет. В женских украшениях народов Кавказа, несмотря на все их разнообразие, существовали и общие черты. Наибольшее распространение имели головные, шейно-нагрудные украшения, а также нашивки вдоль краев одежды, выполнявшие функцию оберега. На руки женщины надевали кольца и браслеты. Практически у всех народов Кавказа обязательным элементом праздничного костюма был серебряный (или имевший серебряную пряжку) пояс. Излюбленными ювелирными техниками в Армении и Азербайджане являлись филигрань и тиснение, на Северном Кавказе – чернь, в Дагестане – литье, чеканка, гравировка. В Дагестане и Азербайджане в женских украшениях часто встречаются монеты и монетовидные подвески. Декор украшений дополняли басонные изделия (шнуры, тесьма, кисти, бахрома), галунная лента (преимущественно на Северном Кавказе), вышивка (в Грузии и Армении); горские евреи широко использовали бисер и стеклянные бусины. Излюбленными материалами для изготовления украшений у народов Средней Азии и Казахстана были серебро, золото, бронза, латунь, медь, олово. Мастера-ювелиры использовали драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, кораллы, цветные стекла. Производились домашним способом украшения из дерева, различных семян, плодов и косточек, с которыми была связана идея плодородия. Таджикские и узбекские свадебные налобные подвески «махи тилло» («золотой месяц») в форме полумесяца – свидетельство бытования древнего культа небесных светил. Декор вышитого каракалпакского девичьего нагрудника дополнялся застежками и подвесками, также семантически связанными с культами луны, быка/барана, лягушки. Одним из реликтов древних представлений являлись амулеты-обереги разной формы, которые повсеместно входили в состав женского костюма. Широко бытовали металлические амулетницы, внутрь которых помещали свитки с молитвами из Корана. Особой популярностью пользовались украшения, выполненные из сочетаний различных материалов, соотношение которых определялось этническими или локальными традициями. Так, у таджиков и узбеков бытовали ожерелья из нескольких низок кораллов и серебряных пронизок. Сетчатые нагрудники из цветного бисера и бусы из многочисленных бисерных низок преобладали у полукочевых узбеков и горных таджиков. Шейное украшение в виде ленты разноцветного бисера с геометрическим рисунком было известно большинству народов региона.
Авторы
Коллектив научных сотрудников: куратор альбома – Е.Л. Кубель; авторы текста – Л.Г. Ганина, И.А. Карапетова, Е.В. Колчина, Л.В. Королькова, Е.Л. Кубель, Е.Л. Мадлевская, Л.И. Мишуринская, С.В. Романова, Л.А. Сластникова, М.В. Федорова
Дата публикации
Сокровища Особой кладовой
Этнокультурное наследие народов России и Шелковый путь