Вернуться
6 из 35
Просмотрено 6 из 35
«Спи хорошо – живи весело. Младенчество и детство в старой русской деревне»
«Спи хорошо – живи весело. Младенчество и детство в старой русской деревне»
Заголовок
«Спи хорошо – живи весело. Младенчество и детство в старой русской деревне»
Аннотация
Основная цель альбома «Спи хорошо – живи весело. Младенчество и детство в старой русской деревне» познакомить посетителей с русскими традициями воспитания детей. Они возникли в глубокой древности, формировались и совершенствовались на протяжении многих столетий. В их основе лежали практический опыт многих поколений, православное вероучение и древние языческие представления об устройстве мира, рождении, жизни и смерти. В XIX – первой четверти XX в. хранителями этих традиций были крестьяне-земледельцы. Традиционные взгляды русского народа на воспитание детей, естественно, несколько отличались от современных представлений. Многие из них не соответствовали современным требованиям ухода за ребенком. Однако в них можно почерпнуть много полезного и для нашего поколения отцов и матерей. Прежде всего, совместить горячую любовь к ребенку с умением вырастить из него трудолюбивого и доброго человека. В альбоме представлены подлинные предметы русского быта, использовавшиеся при уходе за детьми и их воспитании в русской деревне XIX – первой четверти XX в. Большая их часть была приобретена в первое десятилетие XX в. во время экспедиций сотрудников музея по русским деревням, некоторые поступили из экспедиций, организованных уже в наши дни. В альбом включены также экспонаты из коллекции Е.А Покровского (1834 – 1895), известного педиатра, крупнейшего исследователя детского физического воспитания и детских народных игр. Он собрал ее в 1870-е гг. для Антропологической выставки 1879 г., проходившей в Москве. Младенчество Младенчество – первая стадия жизненного цикла человека. Она начинается с момента рождения и длится, как считалось, до момента отлучения ребенка от груди. По народным представлениям, это сложный и опасный период жизни, так как новорожденный в это время считался особенно уязвимым для злых сил. Мать и все родственники старались защитить его, сохранить в этом мире здоровым, сильным и красивым. Однако добиться этого, по поверью, можно было только в том случае, если точно выполнять определенные правила ухода, завещанные предками, которые включали в себя как чисто практические советы по уходу за младенцем, основанные на народном опыте, так и рекомендации религиозно-магического характера. Каждая женщина получала от матери и бабушки знания о том, как младенца купать, пеленать, кормить, укладывать спать, лечить, учить сидеть и ходить. Кроме того ее учили, как и какие магические действия необходимо совершать, чтобы оградить ребенка от злых сил и вырастить его здоровым, жизнестойким и наделенным чертами характера, необходимыми для будущей счастливой жизни. Женщина, не желающая следовать этим правилам, осуждалась деревенским сообществом и считалась «негодящейся матерью» Детство Детство, следовавшее за младенчеством, по народным представлениям длилось до 12-14 лет, после чего наступало отрочество. Первые пять лет дети считались «неразумными», т.е. слишком маленькими для того, чтобы осознавать мир, в котором они живут. Основным их делом была игра, с помощью которой дети учились бегать, прыгать, тренировать внимание, память, приобретать навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Крестьяне одобрительно относились к играм, считая, что детям «природой играть велено». В семь-восемь лет начиналось приобщение ребенка к труду, его знакомство с нравственными нормами общества, основами православной религии и древними верованиями, сохранявшимися с дедовских времен. Трудиться детей учили родители постепенно, шаг за шагом, поэтому обучение проходило легко и не казалось детям особенно обременительным. В свободное же время они продолжали заниматься играми, становившимися с возрастом все более сложными. Вместе с тем родители постоянно напоминали: «Играй, играй, да дело не забывай». Новый этап жизненного пути ребенка начинался с первой исповеди в православном храме и переодевания в новую, взрослую одежду.
Авторы
Шангина И.И. Главный научный сотрудник отдела этнографии русского народа Баранова О.Г. Научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа
Дата публикации
«С этим временем нам не расстаться»
«Фотография на службе молодой Страны Советов. 1920-е годы»