Альбомы
«Спи хорошо – живи весело. Младенчество и детство в старой русской деревне»
«Спи хорошо – живи весело. Младенчество и детство в старой русской деревне»
Заголовок
«Спи хорошо – живи весело. Младенчество и детство в старой русской деревне»
Аннотация
Основная цель альбома «Спи хорошо – живи весело. Младенчество и детство в старой русской деревне» познакомить посетителей с русскими традициями воспитания детей. Они возникли в глубокой древности, формировались и совершенствовались на протяжении многих столетий. В их основе лежали практический опыт многих поколений, православное вероучение и древние языческие представления об устройстве мира, рождении, жизни и смерти. В XIX – первой четверти XX в. хранителями этих традиций были крестьяне-земледельцы. Традиционные взгляды русского народа на воспитание детей, естественно, несколько отличались от современных представлений. Многие из них не соответствовали современным требованиям ухода за ребенком. Однако в них можно почерпнуть много полезного и для нашего поколения отцов и матерей. Прежде всего, совместить горячую любовь к ребенку с умением вырастить из него трудолюбивого и доброго человека. В альбоме представлены подлинные предметы русского быта, использовавшиеся при уходе за детьми и их воспитании в русской деревне XIX – первой четверти XX в. Большая их часть была приобретена в первое десятилетие XX в. во время экспедиций сотрудников музея по русским деревням, некоторые поступили из экспедиций, организованных уже в наши дни. В альбом включены также экспонаты из коллекции Е.А Покровского (1834 – 1895), известного педиатра, крупнейшего исследователя детского физического воспитания и детских народных игр. Он собрал ее в 1870-е гг. для Антропологической выставки 1879 г., проходившей в Москве. Младенчество Младенчество – первая стадия жизненного цикла человека. Она начинается с момента рождения и длится, как считалось, до момента отлучения ребенка от груди. По народным представлениям, это сложный и опасный период жизни, так как новорожденный в это время считался особенно уязвимым для злых сил. Мать и все родственники старались защитить его, сохранить в этом мире здоровым, сильным и красивым. Однако добиться этого, по поверью, можно было только в том случае, если точно выполнять определенные правила ухода, завещанные предками, которые включали в себя как чисто практические советы по уходу за младенцем, основанные на народном опыте, так и рекомендации религиозно-магического характера. Каждая женщина получала от матери и бабушки знания о том, как младенца купать, пеленать, кормить, укладывать спать, лечить, учить сидеть и ходить. Кроме того ее учили, как и какие магические действия необходимо совершать, чтобы оградить ребенка от злых сил и вырастить его здоровым, жизнестойким и наделенным чертами характера, необходимыми для будущей счастливой жизни. Женщина, не желающая следовать этим правилам, осуждалась деревенским сообществом и считалась «негодящейся матерью» Детство Детство, следовавшее за младенчеством, по народным представлениям длилось до 12-14 лет, после чего наступало отрочество. Первые пять лет дети считались «неразумными», т.е. слишком маленькими для того, чтобы осознавать мир, в котором они живут. Основным их делом была игра, с помощью которой дети учились бегать, прыгать, тренировать внимание, память, приобретать навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Крестьяне одобрительно относились к играм, считая, что детям «природой играть велено». В семь-восемь лет начиналось приобщение ребенка к труду, его знакомство с нравственными нормами общества, основами православной религии и древними верованиями, сохранявшимися с дедовских времен. Трудиться детей учили родители постепенно, шаг за шагом, поэтому обучение проходило легко и не казалось детям особенно обременительным. В свободное же время они продолжали заниматься играми, становившимися с возрастом все более сложными. Вместе с тем родители постоянно напоминали: «Играй, играй, да дело не забывай». Новый этап жизненного пути ребенка начинался с первой исповеди в православном храме и переодевания в новую, взрослую одежду.
Авторы
Шангина И.И. Главный научный сотрудник отдела этнографии русского народа Баранова О.Г. Научный сотрудник высшей категории отдела этнографии русского народа
Дата публикации