Вернуться
26 из 37
Просмотрено 26 из 37
Островные люди – айны
Островные люди – айны
Заголовок
Островные люди – айны
Аннотация
Альбом «Островные люди – айны» создан на основе подлинных этнографических предметов из коллекции Российского этнографического музея, относящихся к концу ХIХ – началу ХХ в. Они характеризуют хозяйственный уклад и духовную культуру айнов Сахалина и Хоккайдо того периода времени, когда этот народ в значительной степени сохранял свою самобытность. Представленные предметы – лишь небольшая часть айнской коллекции Российского этнографического музея, которая насчитывает около 3000 единиц хранения. Они были приобретены в начале ХХ в. На Сахалине и Хоккайдо известным исследователем культуры народов Сибири и Дальнего Востока В.Н. Васильевым и Б.О. Пилсудским – этнографом, знатоком языка и фольклора айнов. Дополняют выставку репродукции акварелей японского художника Бёдзана Хирасавы «Жизнь и обычаи айнов» относящихся к 1860-м гг. из собрания Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и «Серия изображений эосских (хоккайдских) вождей» Какидзаки Хакиё (1790 г.). Культура айнов (айну, дословно – человек) уходит корнями в глубокую древность. Ученые полагают, что их предки населяли японские острова уже в эпоху Дзёмон в 8-7-ом тысячелетии до н.э. В прошлом, территория населенная айнами, включала в себя главный остров Японского архипелага – Хонсю, Хоккайдо, Южный Сахалин, Курильские острова, Низовья Амура и южную оконечность Камчатки. Находясь на стыке цивилизаций Тихоокеанского бассейна, айны отличались от всех народов региона не только языком, занимающим изолированное положение в лигвистической классификации народов мира, но и своеобразным внешним обликом, в котором сочетались монголоидные и австралоидные черты, что дало возможность ученым видеть в айнах представителей очень древней популяции. Уникальна также и традиционная культура айнов, содержащая элементы, характерные как для северных, так и для южных народов этого обширного региона. Природа во многом определила неповторимый облик айнской культуры. Основу их питания составляла рыба – главное богатство островов. Рыбу ловили круглый год различной крючковой снастью, сетями, острогой и гарпуном. Важное значение в хозяйственном комплексе айнов имели также сухопутная охота и промысел морского зверя. Собирательством и земледелием занимались женщины. Айны выращивали просо, ячмень, позднее под влиянием японцев и русских – суходольный рис и картофель. Женщины заготавливали крапиву и луб вяза, из волокон которых ткали полотно для шитья одежды. Украшенные аппликацией и оригинальной вышивкой халаты привлекали внимание всех, кто попадал на острова. Зимой айны носили шубы из шкур собаки, нерпы, куртки из выделанных шкур оленя, обувь, сшитую из шкуры сивуча, нерпы, а также рыбьей кожи. Тростник и осока шли на изготовление удивительных по красоте циновок, сумочек, а также стен лёгкого каркасного жилища. Из дерева мастерили лодки и разнообразную, покрытую тонкой резьбой посуду. Ощущая себя частью природы и живя в гармонии с ней, айны одухотворяли окружающий мир. Они верили, что благополучие людей и удача в промыслах зависят воли божеств и помощи предков. Посредниками между миром людей и духов были священные предметы – инау – заструженные особым образом палочки. Важную роль в жизни айнов играл культ медведя, в честь которого устраивали особый праздник. В настоящее время культура айнов во многом утратила свою этническую специфику, прежняя территория их расселения значительно сократилась и айны, насчитывающие по официальным сведениям не более 20 тысяч человек, проживают теперь в 72 муниципалитетах (городах, поселках и деревнях) о. Хоккайдо. Основными их занятиями остаётся рыболовство и сельское хозяйство, которые организованы на рыночной основе; также они работают на лесозаготовках и заняты в других отраслях, в частности, туризме. Современная культура айнов почти ничем не отличается от культуры японцев, и лишь музейные собрания дают возможность ознакомиться с яркой самобытной культурой этого народа.
Авторы
Карапетова И.А. Ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока
Дата публикации
Опошнянская расписная миска
Первый дом человека. Колыбель, «люлька», «зыбка» в собрании музея