Вернуться
Экспонаты

Мех кузнечный. Латыши

Название:

Мех кузнечный

Народ:

Латыши

Территория по музейной документации:

Латвия, Лимбажский район, дер. Куйвижи

Датировка:

1920-е гг.

Темы:

Ремесло. Металл, кузнечно-слесарное

Материал:

Кожа; дерево; металл

Техника:

Обработка дерева: пиление; обработка дерева: строгание; обработка дерева: склеивание; обработка кожи и меха

Размер:

Дл. - 143,0; шир. - 53,5; выс. - 45,0

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 8382-54/1

Аннотация:

«Plēšas» (латышск.) – кузнечный мех клиновидной формы, составлен из двух деревянных пластин – «щек», являющихся нижним и верхним основаниями, и натянутой между ними коровьей шкуры. В центре нижнего основания расположено квадратное отверстие – впускной воздушный клапан. Для установки меха в специальные стойки имеется металлический крюк (на который накидывалась веревочная петля) и две деревянные ручки. Кузнечный мех использовался для нагнетания воздушной струи в горн. Кожаная часть меха работала по принципу гармошки. Через клапан нижнего основания воздух попадал в полость меха, а оттуда через металлическое сопло в горн. Мех устанавливался в горизонтальном положении слева от горна при помощи стоек и «коромысла» – длинной палки, подвижно укрепленной на металлическом крюке в центре верхней перекладины стоек. Кузнец производил дутье, не отходя от горна. Поднимая или опуская свободный конец коромысла, он натягивал или разжимал мех. Процесс качания мехов вручную был трудоемким, кожа изнашивалась из-за перегрева, а для изготовления нового меха требовалось от одной до трех коровьих шкур. Кузнечество являлось старейшим ведущим ремеслом Балтийского региона. Традиция изготовления и использования клиновидных кузнечных мехов сохранялась в Эстонской и Латышской Республиках в период их независимости (1920–1940-х гг.). Данный мех принадлежал латышскому кузнецу Г. Лидаксу из деревни Куйвижи, изготовлявшему сельскохозяйственный инвентарь, орудия для постройки судов и якорей. В 1974 г. весь комплекс его кузнечных инструментов был приобретен О.М. Фишман в собрание Государственного музея этнографии (ныне Российский этнографический музей).

Выставки:
Балтика на перекрестке культур г. Санкт-Петербург 2021-2022
Поэзия металла г. Санкт-Петербург 2014