Вернуться
Экспонаты

Покрывало. Чуваши

Название:

Покрывало

Народ:

Чуваши

Территория по музейной документации:

Казанская губерния, Ядринский уезд

Датировка:

втор. пол. XIX в.

Собиратель:
Смирнов Иван Николаевич (корреспондент)
Материал:

Ткань: холст; нити: животного происхождения: шерстяные; нити: животного происхождения: шелковые; ткань: тесьма

Техника:

Обработка текстиля: ткачество; обработка текстиля: вышивание

Размер:

дл. - 46,5; шир. - 33,0

Коллекция:

Культура народов Поволжья и Приуралья

Коллекционный номер:

РЭМ 279-112

Аннотация:

Свадебный платок «тӑваткал», в конце XIX – начале ХХ в. использовался в качестве покрывала невесты. Платок прямоугольной формы, изготовлен из холста, декорирован вышивкой шёлковыми и шерстяными нитями в техниках роспись и прямой гладьевой шов. Вышивка окаймлена шёлковой тесьмой. По периметру платок был украшен бахромой из шёлковых нитей. В композиции декора платка выделяются бордюр, расположенный по периметру, и центральное поле. В бордюре использованы два орнамента, каждый из которых расположен вдоль двух смежных сторон изделия. Первый орнамент геометрический, состоит из повторяющейся композиции с восьмиконечной звездой. Такая звезда была широко распространена в орнаменте многих народов, в том числе Поволжья. У чувашей данная композиция, помимо свадебных платков, встречается в вышивке покрывал невесты, головных уборов, поясов, разнообразных поясных подвесок и др. Второй орнамент – стилизованный растительно-орнитоморфный – образован чередованием стилизованного изображения дерева и композиции в виде древа жизни с двумя птицами. Несмотря на широкое распространение подобной композиции в культуре разных народов, в чувашской вышивке она встречается редко. В XIX веке различные варианты композиции с древом жизни и парой птиц либо оленей чувашские мастерицы размещали преимущественно на свадебных платках, реже на деталях головного убора «масмак» и женских рубахах. С двух сторон бордюра расположена узкая кайма в виде повторяющихся Г-образных фигур. В углах центрального поля размещено 2 варианта розеток, образованных поворотом элемента на 90 градусов. Один вариант розетки повторяется в трёх углах, второй вышит только в одном углу. Такое расположение розеток в декоре свадебных платков чувашей встречается редко (как правило, если заполнены все четыре угла центрального поля, вышивали либо четыре одинаковые розетки, либо две пары разных розеток). Оба варианта розеток, использованных в декоре данного платка, применялись и при составлении бордюра свадебных платков, иногда встречались в вышивке деталей женского костюма. Приобретён профессором Казанского университета И.Н. Смирновым в 1903 г.

Публикации:

Чувашская вышивка: свадебные платки и покрывала из собрания Российского этнографического музея: альбом-каталог / Авт. текстов, авт.-сост.кат. Н. Ю. Кашпар. Чебоксары: ЧНМ, 2023.

Выставки:
Традиции чувашской вышивки. К 100-летию фирмы художественных промыслов «Паха тěрё» г. Санкт-Петербург